СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ ОФИСНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ
УТВЕРЖДЕНО:
Решением Совета
Протокол № 2
от 25 апреля 2016 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОФИСНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ
1.Общие положения
1.1.Настоящие Положение определяет цели и принципы, порядок проведения и оформления результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке специалистов в области организационного и документационного обеспечения управления и административно-хозяйственной деятельности Советом по профессиональным квалификациям офисных специалистов и вспомогательных административных работников (далее - Совет) на основании аккредитационной экспертизы.
Настоящие Положение разработано в соответствии со статьей 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Базовыми принципами профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (утверждены Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 20 апреля 2015 г.), Порядком проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (утвержден решением НСПК, протокол от 20 мая 2015 года № 10).
1.2. Термины, определения и правовые основы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
1.2.1. В настоящем Положении используются следующие термины с соответствующими определениями:
Профессиональная образовательная программа – основная профессиональная образовательная программа, основная программа профессионального обучения, дополнительная профессиональная программа.
Заявитель – образовательная организация любой юридической формы, осуществляющая образовательную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, имеющая действующую лицензию об образовании со сроком окончания не менее, чем через 1 год на момент подачи заявки о профессионально-общественной аккредитации, располагающая утвержденной в данной организации основной профессиональной образовательной программой и необходимым материально-техническим, педагогическим и методическим обеспечением.
1.2.2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет:
а) государственно-общественный характер управления системой образования (Глава 12, Статья 89.1);
б) управление системой образования, включающей в себя «...независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию» (Глава 12, статья 89.2.7);
в) возможность прямого участия работодателей в управлении системой образования посредством проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ (Глава 12, статья 96.4);
г) рассмотрение при проведении государственной аккредитации сведений об имеющейся у организации общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации (Глава 12, статья 96.8);
д) возможность участия работодателей в разработке, экспертизе и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) профессионального образования (Глава 2, статья 11.7);
е) возможность участия работодателей в разработке и утверждении программ профессионального обучения и в проведении квалификационного экзамена на основе установленных профессиональных стандартов (Глава 9, статья 73.8, статья 74.3);
ж) учет профессиональных стандартов при формировании содержания дополнительных профессиональных программ (Глава 9, статья 76.9);
з) установление требований на основе профессиональных стандартов в отношении руководителей образовательных организаций, лиц, занимающихся педагогической деятельностью, иных работников образовательных организаций (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции) (Глава 5, статьи 46.1, 51.2, 52.2);
1.2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 92 "Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования" определило:
а) правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
б) правила участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования;
в) участие работодателей в разработке проектов ФГОС, в рассмотрении проектов ФГОС в Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам и рабочих группах по стандартам среднего профессионального образования и по стандартам высшего образования;
г) возможность работодателей инициативно разрабатывать проекты ФГОС и вносить их на рассмотрение в Минобрнауки России;
д) возможность работодателей проводить независимую экспертизу проектов ФГОС;
е) возможность работодателей входить в состав Совета Минобрнауки России по ФГОС, входить в состав рабочих групп Совета Минобрнауки России по ФГОС и др.
2.Цели и задачи профессионально-общественной аккредитации
2.1. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ – один из элементов системы независимой оценки результатов профессионального образования в Российской Федерации, представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую профессиональную образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
2.2. Целями профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (далее - аккредитация) являются:
- обеспечение высокого уровня образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, реализующими программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- обеспечение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на рынке труда;
- повышение уровня информированности граждан и организаций о качестве реализуемых профессиональных образовательных программ.
2.3. Основными задачами аккредитации являются:
- повышение ответственности руководителей, преподавательского состава и сотрудников образовательных организаций за конечный результат реализации образовательной программы;
- оказание консультационной и методической помощи образовательным организациям по совершенствованию образовательного процесса;
- оказание помощи образовательным организациям в объективной оценке их образовательной деятельности.
3.Основные принципы проведения профессионально-общественной аккредитации
3.1. При проведении профессионально-общественной аккредитации Ассоциация как аккредитующая организация руководствуется следующими принципами:
-
обеспечение достоверности информации о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
добровольный характер профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
единство требований при оценке качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы;
-
приоритет оценки профессиональным сообществом качества программ профессионального образования над ведомственной и внутренней оценкой;
-
объективность и независимость аккредитации, обеспечиваемая привлечением независимых аттестованных экспертов;
-
профессиональность в проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;
-
персональная ответственность экспертов за результаты экспертизы и коллегиальность принятия решений по аккредитации;
-
открытость, достоверность и актуальность информации о процедурах и результатах аккредитации.
4.Организационная структура и функции ее участников
4.1.В систему профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области административной поддержки управления входят:
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
-
Базовая организация по профессионально-общественной аккредитации– Национальное агентство развития квалификаций;
-
Аккредитующая организация – НП «Национальная Ассоциация офисных специалистов и административных работников», базовая организация Совета по профессиональным квалификациям офисных специалистов и вспомогательных дминистративных работников (далее, Ассоциация);
-
экспертной организацией;
-
экспертная комиссия.
4.2. Ассоциация на основе Базовых принципов и других документов, утвержденных решением Национального совета при Президенте Российской Федерации, разрабатывает локальную нормативную документацию по вопросам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, устанавливающую:
-
правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заинтересованных в получении профессионально-общественной аккредитации реализуемых профессиональных образовательных программ;
-
порядок проведения и методику профессионально-общественной аккредитации;
-
методику расчета стоимости предоставления услуги по профессионально-общественной аккредитации;
-
пороговые значения критериев для принятия решения о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации (в рамках критериев, установленных Базовыми принципами);
-
основания лишения профессионально-общественной аккредитации, правила апелляции.
Ассоциация обеспечивает функционирование отраслевой части системы профессионально-общественной аккредитации путем:
-
установление порядка аттестации экспертов, утверждение программы аттестации экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
ведение базы аттестованных экспертов;
-
взаимодействия с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, базовой организацией по профессионально-общественной аккредитации – Национальным агентством развития, органами законодательной и исполнительной власти, национальными и международными организациями с целью распространения и признания деятельности в области аккредитации;
-
установления порядка оплаты работ по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Ассоциация обеспечивает открытость и доступность информации о порядке проведения и методике профессионально-общественной аккредитации, а также о результатах своей деятельности в этом направлении и несет ответственность за присвоение профессиональным образовательным программам статуса аккредитованных, в том числе при прохождении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей данную программу, государственной аккредитации, принятии иных управленческих решений в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.3. Ассоциация представляет отчет о проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям ежегодно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4.4. Ассоциация определяет Экспертную комиссию по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
4.5. В функции Ассоциации входит:
-
подготовка документов, обеспечивающих проведение процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
создание критериев, современных методов и процедур оценки образовательных программ;
-
привлечение аттестованных экспертов для оценки образовательных программ и определение порядка их работы;
-
реализация процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
-
выдача свидетельств об аккредитации образовательных программ установленного образца;
-
обеспечение всех заинтересованных сторон достоверной информацией по результатам проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе размещение информации в сети Интернет.
4.6. Для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ привлекаются аттестованные независимые эксперты и используется типовая методика оценки профессиональной образовательной программы.
5. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ
5.1. В основе аккредитационной экспертизы лежит оценка профессиональной образовательной программы на основе следующих критериев:
-
успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации (для профессиональных образовательных программ, ориентированных на получение выпускниками профессиональной квалификации). При отсутствии готовности Центров оценки квалификаций - оценка готовности применения текущих и остаточных знаний обучающихся.
-
соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональной образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах) профессиональным стандартам.
-
соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения).
-
соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник.
-
наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями.
- подтвержденное участие работодателей:
- в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы учебные планы, рабочие программы;
- в организации проектной работы обучающихся;
- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;
- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.
Приведенные критерии аккредитационной экспертизы устанавливают обязательный минимум требований к оценке профессиональных образовательных программ.
Ассоциация, в соответствии с разработанной методикой, может, при необходимости, расширять состав критериев, уточнять каждый из них за счет критериальных значений, позволяющих проводить объективную и достоверную оценку качества аккредитуемых образовательных программ с учетом специфики деятельности офисных и административных работников.
5.2. Процедура профессионально-общественной аккредитации включает несколько этапов.
5.2.1. Подача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в Ассоциацию заявки по установленной Советом форме с указанием:
-
для основных профессиональных образовательных программ - кода и наименования направления подготовки (специальности, профессии) и наименования образовательной программы (образовательных программ);
-
для основных программ профессионального обучения - кода и наименования профессии рабочего, должности служащего;
-
для дополнительных профессиональных программ - наименования образовательной программы.
5.2.2. Рассмотрение заявки Ассоциацией на предмет соответствия предлагаемых для аккредитации образовательных программ перечню профессиональных стандартов и (или) требований рынка труда, на основе которых аккредитующая организация проводит профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ.
5.2.3. Принятие Ассоциацией решения о проведении аккредитационной экспертизы.
5.2.4. Проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самообследования на основании предложенных Советом критериев.
5.2.5. Формирование Ассоциацией экспертной комиссии. Председатель комиссии и персональный состав комиссии утверждается Председателем совета по профессиональным квалификациям офисных специалистов и вспомогательных административных работников.
5.2.6. Анализ экспертами отчета о самообследовании, предоставленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2.7. Визит экспертов в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
5.2.8. Подготовка экспертами отчета на основании результатов анализа отчета о самообследовании и визита в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
5.2.9. Принятие Ассоциацией решения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы или об отказе в профессионально-общественной аккредитации.
По решению Ассоциации содержание и количество этапов могут быть уточнены, в том числе в зависимости от перечня критериев, выбранных для проведения оценки образовательной программы.
6. Сроки проведения этапов аккредитационной экспертизы
Сроки проведения этапов аккредитационной экспертизы представлены в таблице:
№/№
|
Наименование этапа
|
Сроки
|
1.
|
Подача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, Заявки в Ассоциацию о проведении ПОА, с приложением копий утвержденной образовательной программы и сопровождающих ее нормативно-методических документов в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-№273 и иных нормативных актов Министерства образования и науки (МОН) РФ, копии лицензии об осуществлении образовательной деятельности.
|
Не позднее 1 года до
окончания срока
действия лицензии
|
2.
|
Рассмотрение Ассоциацией Заявки и приложенных документов и принятие решения о проведении или об отказе в проведении профессионально-общественной аккредитации.
|
14 рабочих дней с момента
подачи заявки
|
3.
|
Заключение договора на проведение ПОА между Заявителем и Ассоциацией, оказание консультационной помощи Заявителю для подготовки к процедурам ПОА.
|
В течение 5 дней после принятия решения о проведении ПОА
|
4.
|
Подготовка образовательной организацией отчетов о самообследовании и документов, необходимых для проведения ПОА
|
2 месяца
|
5.
|
Формирование экспертной комиссии и согласование ее состава с руководителем образовательной организации
|
Параллельно с процессом подготовки ОО необходимых материалов
|
6.
|
Экспертный камеральный анализ документов, представленных образовательной организацией на ПОА.
|
Не более 2 месяцев
|
7.
|
Согласование сроков и составление программы очного визита экспертной команды в ОО
|
Не более недели
|
8.
|
Очный визит в образовательную организацию экспертной комиссии.
|
3-5 дней
|
9.
|
Составление индивидуальных отчетов экспертами
|
Не более 2 недель с момента окончания очного визита
|
10.
|
Составление общего отчета и представления его в Ассоциацию
|
20 рабочих дней
|
11.
|
Рассмотрение отчета и принятие решения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы или об отказе в ней
|
Не более недели с момента получения материалов
|
12.
|
Подготовка и выдача (в случае положительного решения) свидетельства о ПОА
|
В течение 2 недель с момента принятия решения
|
13.
|
Осуществление информирования всех заинтересованных сторон о результатах проведения ПОА
|
В течение 2 недель с момента принятия решения
|
14.
|
Включение программы в реестр аккредитованных программ аккредитующей организации
|
В течение 2 недель с момента принятия решения
|
7. Принятие решения об аккредитации.
7.1. Решение о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в аккредитации, а также сроках и условиях аккредитации образовательных программ принимается Ассоциацией на основании отчета (экспертного заключения).
Возможные варианты решений и обобщенные критерии принятия решения о профессионально-общественной аккредитации следующие:
Решение
|
Срок
|
Полная аккредитация
|
5 лет (или до появления нового ФГОС)
|
Аккредитация с условием
|
До окончания действия условия
|
Отказ в аккредитации
|
|
7.2. Критерии определения сроков профессионально-общественной аккредитации или решения об отказе в аккредитации:
7.2.1. Отказ в профессионально-общественной аккредитации возможен, если программа:
Получила отрицательное экспертное заключение
Аргументировано не поддержано положительное экспертное решение на заседании Ассоциации (пример при вскрытии новых фактов и обстоятельств)
7.2.2. Кроме того, на принятия решения об аккредитации влияет:
7.3. При принятии положительного решения о профессионально-общественной аккредитации профессиональной образовательной программы Ассоциация выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о профессионально-общественной аккредитации профессиональной образовательной программы.
8 Апелляция
Образовательная организация, получив отчеты экспертов и/или решение об аккредитации, может не согласиться с заключениями экспертной комиссии и/или с решением Ассоциации. В таких случаях образовательная организация вправе направить в НСПК апелляционное заявление о несогласии с решением, принятым аккредитующей организацией, в том числе в связи с нарушением, по мнению организации, осуществляющей образовательную деятельность, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации.
Апелляция должна быть составлена в письменной форме и подписана руководителем образовательной организации. В апелляции должно быть указано, какие именно заключения экспертов (или заключения Ассоциации) неверно отражают состояние дел в образовательной организации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой Координационным органом совместно с Ассоциацией. В результате установления апелляционной комиссией случаев нарушения Положения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, методики проведения аккредитационной экспертизы, Координационный орган выдает аккредитующей организации предписание о пересмотре решения.
9. Оформление результатов профессионально-общественной аккредитации и представление информации в Национальный совет
9.1. После получения решения о профессионально-общественной аккредитации в образовательную организацию высылается выписка из протокола заседания Ассоциации, готовится информация для размещения на сайт, определяется график исправления замечаний, высказанных экспертами и условий, определенных Ассоциацией. В течение трех месяцев образовательная организация представляет план по выполнению указанных рекомендаций. Если Ассоциацией озвучены условия, которые необходимо выполнить в течение ближайшего времени и представить подтверждающие документы в Ассоциацию, то уполномоченный проводит с представителями образовательной организации совещание по вопросам, разъясняющим замечания экспертов, сроков их исправления и предоставляемых документов.
Результаты исправления замечаний представляются на очередное заседание Ассоциации с целью удостоверения в том, что замечания исправлены и условия выполнены.
При невыполнении условий Ассоциация имеет право отозвать выданное свидетельство об аккредитации и/или приостановить его действие. В случае приостановления действия свидетельства об аккредитации, уполномоченный сотрудник информирует образовательную организацию и размещает информацию о решении на сайте Ассоциации.
9.2. При принятии решения о профессионально-общественной аккредитации профессиональной образовательной программы Ассоциация в течение 2 недель с момента принятия решения выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о профессионально--общественной аккредитации профессиональной образовательной программы.
9.3. Ассоциация представляет информацию о результатах профессионально-общественной аккредитации в Совет для утверждения. Отчет по профессионально-общественной аккредитации, утвержденный Советом поступает в Национальный совет для ее внесения в течение 2 недель в реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию (далее - реестр программ), который является частью Национального реестра профессионально-¬общественной аккредитации (далее - Национальный реестр).
9.4. Информация, предоставляемая Ассоциацией в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, содержит сведения:
а) об организации, осуществляющей образовательную деятельность: полное наименование и организационно-правовая форма организации, осуществляющей образовательную деятельность; место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
б) о профессиональной образовательной программе, получившей профессионально-общественную аккредитацию:
-
уровень или вид (подвид) образования;
-
код и наименование профессии, специальности, направления подготовки (при наличии);
-
наименование профессиональной образовательной программы;
-
сведения о профессиональных стандартах, требованиях рынка труда, в соответствии с которыми проведена профессионально-общественная аккредитация.
9.5. Информирование всех заинтересованных сторон о результатах проведения профессионально-общественной аккредитации образовательной программы Ассоциация осуществляет в течение 2 недель с момента принятия решения в том числе на своем сайте в сети Интернет.